Интервью с Валентином Цой.

Интервью с Валентином Цой.

Досье. Некоммерческая организация «Благотворительный фонд имени Ким Пен Хва» учреждён в 1999 г. в Москве. Основатель Фонда и президент Роберт Ким, внук Ким Пен Хва. Основные направления работы: просветительская деятельность о Ким Пен Хва, о Корее, культуре, традициях; содействие межнациональной толерантности, гуманитарная деятельность; спортивно-оздоровительные проекты для молодёжи.

Ким Пен Хва - легендарная личность, национальная гордость советских корейцев, дважды Герой Социалистического Труда, символ жизнестойкости, невероятной воли и упорства корейцев. Нашим предкам дважды в России приходилось начинать всё с нуля. Сначала в непролазных дебрях Уссурийского края, а спустя 70 лет - на пустынных землях Средней Азии и Казахстана. Через 20 лет там был построен коммунизм. По крайней мере, так рассказывал писатель Валентин Овечкин о колхозе «Полярная звезда», где председательствовал Ким Пен Хва. Хрущёв об этом мог только говорить и мечтать

Эксклюзивное интервью внука Ким Пен Хва, президента Фонда Роберта Кима.
- Роберт Борисович, как возникла идея создания Фонда?
- Инициаторами создания Фонда были я и мой отец Ким Борис Петрович. Идея сохранить имя Ким Пен Хва, его славные дела и свершения уже давно обсуждались в семье. Я тогда уже 16 лет жил в Москве. Это было время на изломе истории, становления новых государств, отношений, переоценки ценностей. Оно совпало со становлением меня как личности, моей самостоятельности. И это всё, конечно, было непросто, занимало всего целиком. Я наезжал домой временами, отрывочно. И вот в 1998 г. в один из таких приездов в Ташкент на семейном разговоре бабушка Огай Пен Сен (вдова Ким Пен Хва), которая прекрасно ориентировалась в ситуации, понимала быстротечность времени и людской памяти, сказала: «Роберт, из всех наследников, я вижу тебя, кто сможет достойно заняться увековечиванием памяти Пен Хва. Подумай, как это сделать. Ты с возрастом стал так похож на деда…» Сразу я не смог дать решение. И только всё обдумав, и переговорив с отцом на следующий год я приехал к бабушке с идеей создания Фонда. Я подготовил нужные бумаги, пригласили нотариуса, и в его присутствии бабушка, благословив меня, подписала доверенность, завещание и др. Так я стал наследником имени, или по-нынешнему, брэнда Ким Пен Хва.
В Москве я собрал необходимые документы, и через Министерство юстиции, как это положено, сравнительно быстро учредил Фонд. Надо сказать, что мне оказали содействие старые чиновники ещё из аппарата ЦК КПСС, которые хорошо знали и помнили деда: «О-о! Ким Пен Хва! Кто ж не знает его, вы кто, внук? Поздравляем! С чем вы пришли?»
- В Москве более десятка различных общественных корейских организаций. Как встретила диаспора возникновение ещё одной? Пробовали наладить контакты?
- Конечно же, пытался. С самого начала я надеялся на поддержку и понимание именно наших. Ведь вся жизнь и деятельность Ким Пен Хва были положены на благо корейцев. Я стучался во многие двери многих организаций, мы доходили вплоть до депутата Гос. думы. Не было должного понимания: «Ну да, мы знаем Ким Пен Хва. Уважаем. Понимаем. Поймите и нас…». Я не в обиде. У каждого свои проблемы, каждому надо ещё самому утверждаться, добиваться своего признания, утверждения своего бизнеса. Но ведь я, прежде всего, искал морального, душевного отклика. Такого отклика не было.
Помогли знакомые, близкие, друзья, коллеги, те, кто знал отца, деда.
- Фонд – некоммерческая, благотворительная организация, как вы существуете, на какие средства ведётся работа?
- Безусловно, нужны средства. Может быть не столь великие в масштабах столицы, но весьма существенные для нас. Это и организационные расходы, встречи-фуршеты-приёмы, без которых тоже дело не двигается.
Сначала это были деньги, которые нам передала бабушка и отец, свои личные сбережения. Были частные поддержки, как я говорил, и, конечно, свои вложения. Понятно, так долго продолжаться не может, мы планируем при Фонде создание каких-то коммерческих структур.
- Вы работаете уже шесть лет. Есть успехи?
- Да, успехи есть. Много времени ушло на становление, при этом, мы были пришельцами из другой страны, другой национальности. Это уже был не Союз нерушимый, отношения, восприятие, реакция уже были другими. Мы шли методом проб и ошибок, набивали синяки и шишки, становились мудрее, учились на ходу.
И ещё. Над нами, как Дамоклов меч, висело завещание бабушки: «Роберт, там, в Москве, не посрами имени Ким Пен Хва, он был исключительно честным и чистым человеком. Твои дела тоже должны быть такими же». И мы всегда в своих поступках и устремлениях боялись оступиться.
Первое время мы много помогали приезжим нашим в регистрации, трудоустройстве, а позднее в открытии и налаживании своего бизнеса (в том числе хорошо известного «салатного»). Надо было просто спасать людей. Это направление остаётся актуальным и сегодня.
В тот период времени я понимал, что необходимо в просветительских целях создать и продемонстрировать документально-исторический фильм о судьбе корейского народа, насильственно переселенного с Дальнего Востока в места Средней Азии и Казахстана, не приемлемые для жизни человека. В нечеловеческих условиях за кратчайшее время корейским народом были созданы колхозы-миллионеры, где Ким Пен Хва как организатор, как лидер, которому было доверено дело по созданию колхозов, проявил себя блистательно. Мы приступили ко всем необходимым процедурам по созданию фильма (сценарий, архивы, фотоматериалы и т.п.), уже к тому времени это стоило огромных денег, но я понимал, что в финансовом плане мы не готовы к этому проекту. К нашей радости, к 100-летию киностудия «Узбек-фильм» выпустила короткометражный документальный фильм, который был показан на конференции «Ким Пен Хва – символ единения корейского народа».
Третье направление – поддержка творческой, талантливой молодёжи. Нам очень понравились национальные танцы в исполнении наших детей в ассоциации «Единство». Мы их будем развивать и поддерживать. С русско-корейской школой №1086 собираемся наладить отношения, там же наши дети растут, наше будущее. Вообще мы будем помогать нашей молодёжи вплоть до установления именных стипендий.
Научно-практическая конференция, которая прошла в Доме национальностей, это начало четвёртого направления. Будем стараться делать такие чтения традиционными, привлекать студентов, аспирантов, общественность, тружеников села в том числе.
- Вы говорили о создании филиала, отделения Фонда в Ташкенте…
- Да, мы собирались сделать отделение Фонда на родине, в Узбекистане. Однако на сегодня там нет необходимой почвы для работы Фонда. Просто надо, видимо подождать пережить определённый промежуток времени, когда создадутся более благоприятные условия. А они обязательно придут. Скажу, что сейчас там действует какой-то Фонд Ким Пен Хва. Мы к нему не имеем никакого отношения. Как и он не имеет ни юридических, ни моральных прав носить это имя.
- Вы обращались за содействием к исторической родине?
- Дв, мы имели контакты с посольствами и Северной и Южной Кореи. Нас принимали доброжелательно, и там, и там с большим уважением относятся к национальным героям. Я понял, что нам надо проявить себя, подтвердить свои намерения и тогда можно будет вернуться к разговору.
- Есть ли у вас сегодня проекты совместные с корейскими общественными организациями?
- В августе месяце совместно с ООК был проведён вечер памяти Ким Пен Хва. Вечер достаточно удачный, но мне показалось, что народу могло быть больше.
С обществом «Потомки борцов за независимость Кореи» мы договорились о проведении совместных действий в реализации проекта «Выдающиеся личности. Знаменательные даты».
О работе с «Единством» я уже говорил.
Мы открыты для контактов.

Беседовал Валентин Цой