Национальные танцы

Национальные танцы

С самых ранних музыкальных форм до грохочущих ритмов ночных клубов музыка и танец в Корее всегда сопутствовали друг другу. Как и корейская музыка, корейский танец имеет множество стилей и видов.

 

 

Большинство движений лаконичны и величественны. Танец отличается большим разнообразием движений: помимо почтительных поклонов, танцоры (также восемь рядов по восемь человек), облаченные в пышные одежды пурпурного цвета, сгибают руки полукругом и поочередно отрывают ноги от пола. В период Коре женщины, одетые в великолепные костюмы, исполняли замысловатые придворные танцы на фоне декораций. До наших дней дошли такие танцы, как «Чакпоп», исполнители которого молят Будду о дозволении душам погрузиться в нирвану, Танец бабочек, который исполняют буддийские монахини, Танец с цимбалами, исполняемый монахами, и мужской сольный Танец с барабаном.

Легенда, лежащая в основе последнего танца, рассказывает об очаровательной молодой женщине, которая переодевшись в одежду буддийского монаха, пытается соблазнить монаха неотразимо привлекательной игрой на барабане. Власть ее игры так велика, что в конце концов монах оказывается не в силах противостоять ее чарам.

Большинство костюмов, в которых исполняются придворные танцы, закрывают все тело, ноги скрыты под пышными халатами и юбками. Так что же видели люди, наблюдающие за этим зрелищем? Конечно, танцоры не демонстрировали свободные атлетические движения рук и ног или высокие прыжки. Красота этих танцев заключается в тонкой выразительности поз и жестов, мягкости и плавности движений и неослабевающем духовном напряжении.

Хотя смесь буддийских и конфуцианских влияний прослеживается в большинстве национальных корейских танцев, наибольшей популярностью все же пользуются танцы простого народа. Это шаманские и крестьянские танцы, в которых исполнители воспроизводят определенный набор движений и импровизируют, используя их за основу. Шаман, или мудан по-корейски, - связующее звено между людьми и духами, исполнял ритуальные танцы, умиротворяя духов умерших или прося послать удачу живым. Как завораживающие плавные движения шаманского ритуала, так изящные жесты и позы шаманского танца сальпхури очень ритмичны и так эмоционально насыщенны, что невозможно не поддаться их притягательной силе. Многие танцы, в основе которых лежат шаманские ритуалы, требуют необыкновенного искусства выражения и точного следования ритму. Многие крестьянские танцы также испытали воздействие шаманских обрядов. В соответствии с лунным календарем их обычно исполняют два раза в год. Под пение и ритмы квенгвари танцоры то взмывают в воздух, то склоняются к земле. Однако сейчас наибольшей популярностью пользуется народный Танец в масках тхалъчхум - сочетание танца с театральным представлением. Тхалъчхум высмеивает знать в череде комических сцен, в которых принимают участие шаманы, развратные монахи, глупые аристократы, ссорящиеся супруги и многие другие. Лица танцующих скрыты стилизованными масками. Рассказывая истории своих персонажей, они приседают в глубоких плие, взмывают над сценой в прыжках и используют разнообразные движения головой.

Хотя в свое время эти танцы-представления разыгрывались в маленьких деревушках, сейчас их можно увидеть лишь в современных концертных залах. Следуя духу времени, корейские хореографы и танцовщики совершенствуют приемы и формы, продолжая развивать традиции. Корейцы впервые отправились за границу учиться танцу уже в нашем веке; возвращаясь домой, они привозили с собой новую танцевальную технику. Первая балетная труппа была создана после освобождения от японского колониального режима в конце 40-х гг. Балетная техника в целом остается основой для современного
корейского танца. В стране есть много школ и коллективов современного танца, в том числе и школа, применяющая технику Марты Грэхем. Интересно, что новейшие и наиболее яркие направления современного корейского танца соединяют новые стилистические средства с традиционными танцевальными движениями; в результате корейский танец отличается новаторством, оставаясь при этом самобытным.