Проект «Art.Socrealism – страна, художники, время»

Проект «Art.Socrealism – страна, художники, время»

Президенту Благотворительного фонда имени Ким Пен Хва Р.Б.Киму Уважаемый Роберт Борисович!

От имени Министерства культуры Российской Федерации приветствую всех организаторов и участников проекта «Art.Socrealism – страна, художники, время».

Для нас весьма отрадно констатировать тот факт, что богатый опыт и неустанный творческий поиск Благотворительного фонда имени Ким Пен Хва направлены на сохранение и развитие творческого и культурного наследия нашей многонациональной Родины.
Мне особо хочется подчеркнуть актуальность этого проекта для укрепления исторических связей между прошлой и настоящей эпохами нашей великой страны и его особую значимость в наше время, когда преемственность поколений и опора на культурную традицию, духовные и интеллектуальные богатства отечественного искусства приобретают особую значимость.
Уверен, что реализация уникального проекта «Art.Socrealism – страна, художники, время» будет способствовать укреплению контактов в профессиональной среде и развитию конструктивного диалога между художниками разных школ и поколений.
Желаю проекту творческого долголетия, его организаторам – вдохновения и успехов, а зрителям и гостям – процветания и незабываемых впечатлений.

Врио Министра                                                                                                           А.Е.Бусыгин

 
 
 
Чтобы быть художником в России, нужно любить Россию. Нужно любить родную землю, ее песни и сказки, знать историю своей страны и своего народа. Влюбленный в Родину Исаак Левитан - душа полная тоски и любви - как-то сказал: - "Говорят - надо ехать в Италию, только в Италии можно стать художником. Но почему? Чем пальма лучше елки?
А великая тайна искусства? Что это? Откуда в человеке эта страсть? Почему на заре человечества уже были люди, которые брали в руки кусок угля и на стенах пещеры создавали первые картины? Что толкало их, уже наполненных же-ланием изобразить то, что они видели? Видимо, живет в человеке творческое божественное желание открыть мир и увековечить его, поскольку человек создан Богом по образу и подобию Его, а Бог - творец!
Детские впечатления – самые сильные и они во многом определяют дальнейшие жизненные приоритеты человека. Если же человек в самом раннем возрасте знакомится с художественными произведениями незаурядных мастеров, то это не может не сказаться на его внутреннем и духовном мире. Но приобщаться к прекрасному никогда не поздно. Именно этой цели служит проект Благотворительного фонда имени Ким Пен Хва «Art.Socrealism – страна, художники, время».
Сейчас почему-то принято все художественные произведения, созданные в годы Советской власти обозначать термином «соцреализм». В большой степени к этому причастны средства массовой информации, представители которых склонны зачастую рассуждать о темах, о сути которых почти ничего не знают или знают очень мало. Даже если оставить в стороне так называемый «андеграунд», с которым, кстати, тоже далеко не все так однозначно, и обратиться к официально одобренному искусству, то и тут мы не можем не увидеть его разноплановость и неоднородность. Но сейчас слово "соцреализм" словно несет в себе некий негативный оттенок. Более того, такое отношение словно специально навязывалось людям, это при том, что последнее десятилетие ХХ века было для страны очень непростым временем. И это не могло не сказаться на искусстве. Ведь бывали такие примеры, когда картины, которые не критиковали советское прошлое, просто уничтожались, в лучшем случае, убирались в запасники или хранилища. Случалось, что картины погибали или пропадали для зрителей и другим путем, после смерти того или иного художника, когда не находилось родственников или друзей, способных взять на себя заботу о них. Но об этом просто не говорили, либо старались замалчивать данную тему, полагая, что соцреализм не может заслуживать в современных условиях доброго слова.
Именно это заблуждение мы и хотим развеять своим уникальным проектом, который имеет одной из своих задач приобщение возможно более широких масс зрителей и, в первую очередь, молодежи, к наследию соцреализма, популяризацию и продвижение работ и мастеров этого периода в искусстве. Проект предусматривает издание каталога работ, снабженного иллюстрациями, фотографиями, биографиями мастеров, а также комментариями экспертов, проведение выставок в разных городах страны, а также работу с молодежью в различных формах. Так, к примеру, предполагается, что одним из зрительских контингентов будут учащиеся художественных училищ, которые, помимо приобщения к целям проекта, в дальнейшем, смогут принят участие в его расширении. Проект представляется тем более своевременным и уместным, что интерес людей к истории страны, в том числе и к ее искусству и культуре повышается. Каталог, сам по себе, может послужить прекрасным подарком как для ценителей искусства, так и для тех, кто желает к нему приобщиться, стать замечательным дополнением любой библиотеки, как государственной, так и частной.
Для примера были выбраны несколько художников, представляющих со-бой разные народы нашей страны. Это Леонид Федорович Попандопуло, Венеа-мин Самуилович Ким и Арцвик Бакшиевич Авакимян. Все они являются заслу-женными художниками России, яркими представителями художественной школы советского соцреализма. Работы этих мастеров признаны музейными ценностями имеющими большое культурное художественное значение, что подтверждается заключениями экспертов-искусствоведов. Л. Ф. Попандопуло родился 27 марта 1928 года в городе Кисловодске Ставропольского края. Без его творчества трудно представить развитие изобразитель-ного искусства на Ставрополье. Он - художник своего времени, когда творец, поставленный в жесткие рамки традиционных тематических социальных заказов, должен был, в первую очередь, не только отражать существующую действительность, но и насыщать работы героико-патриотической направленностью, наполнять их оптимистическим звучанием, трактовать темы официальных событий, исторических персонажей и образов современников так, как определяло их советское время, время пафоса труда и отражения революционной и военной тематики. Вместе с этим работы Л. Ф. Попандопуло, как правило, не несут в себе ярко выраженного идеологического, конъюнктурного отпечатка, они, даже будучи созданы к определенному событию и по определенному заказу, несут в себе передачу пульса времени не плакатно-навязчиво, а с глубоким подтекстом, по-человечески осмысленно.
Работы Л. Ф. Попандопуло имеются в коллекциях Русского музея города Санкт-Петербурга, Ставропольского музея изобразительных искусств, Кисловодского художественного музея-усадьбы Н. А. Ярошенко, а также в личных коллекциях российских и зарубежных любителей искусства, в том числе в коллекции короля Саудовской Аравии.
Л. Ф. Попандопуло скоропостижно скончался 12 марта 2004 года в городе Кисловодске. В 1937 году в Приморье, в обычной корейской семье родился мальчик, ко-торого назвали Венеамином. С раннего детства он увлеченно рисовал. Чуть позже, в колхоз, в котором рос Вениамин Ким, приехал молодой учитель рисования Михаил Шин. Именно он заметил способного ученика, именно он повез его в Ташкент, в республиканское художественное училище. В. С. Ким – художник от Бога. Недаром его произведения находятся во многих коллекциях музеев Узбекистана, США, Канады и Республики Корея, в частных коллекциях в Узбекистане и России. Переехав в город Щелково, В. С. Ким большую часть своего таланта направил на увековечивание пейзажей России, делая это с присущим ему мастерством, что отмечено экспертами в области искусствоведения. Он бескорыстно дарил свои картины друзьям и знакомым. Последний знаменательный подарок художника администрации города Щелково Московской области – это монументальная картина, посвященная 60-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Он любил Жизнь, воспевал Красоту и Любовь. Природа щедро наградила его талантами. Художник не только был блестящим профессионалом, заслуженно отмеченный коллегами и профессиональными искусствоведами. Он был Поэтом, он писал стихи и воплощал их в пластически ярких, неожиданно решенных образах. Во время празднования 10-летия образования Фонда в Московском Доме национальностей была организована выставка работ В. С. Кима. Заслуженный художник России, счастливый муж, заботливый отец и ласковый дедушка, В. С. Ким скончался после продолжительной болезни на 68-м году жизни. В. С. Ким был похоронен в городе Щелково на мемориальном кладбище, отпевали его по-христиански, хоронили по-корейски.
Первого мая 1920 года на станции Машук под городом Пятигорском в семье Авакимянов родился сын Арцвик. Его детство было наполнено огромным же-ланием научиться рисовать. Мальчика интересовали рисунки на обложках книг, тетерадей, в витринах магазинов, настенные росписи, фрески, скульптуры. Он часто спрашивал у родителей, как все это создается, но они не могли ответить мальчику. Осуществление мечты началось после окончания школы-восьмилетки, когда Арцвик Бакшиевич поступил в Ереванское художественное училище. Там он настойчиво овладевал знаниями и проникал в тайны творчества мастеров кисти. В 1940 году Арцвик Авакимян был призван в РККА, в конце того же года 63-й отдельный артдивизион, в который он попал, был отправлен на границу с Манчьжурией. Демобилизован Арцвик Авакимян был только после победы над Японией и сразу же стал наверстывать упущенное, вернувшись в родной Пятигорск. Он прошел академическую школу в Домах творчества Краснодарского края "Горячий ключ", Калининградской области "Вышний Волочек" и Подмосковья "Сенеж". Там проходили встречи с лучшими живописцами СССР, академиками, народными художниками, постигались секреты их мастерства, раскрывались творческие замыслы. Там Арцвик Авакимян сумел вобрать в свое творчество лучшее из искусства советского периода. В этих домах творчества художников обеспечили всем необходимым и создали прекрасные условия для обучения. Там читались лекции по истории искусства, проводились выставки и обсуждения работ, кроме этого художник выполнял целевые задания, совершенствуясь в своем мастерстве.
А. Б. Авакимян создал множество ярких полотен, которые отображали уголки родного Ставрополья, для него характерен поиск своего понимания действительности, он стремится к обновлению и обогащению любимого жанра. Боль-шое место в его творчестве занимает тема городского пейзажа. Он писал виды Киева, Львова, Ташкента, также творил он и во время службы, рисуя своих однополчан. Неизменно любимой и дорогой сердцу художника остается тема Кисловодска, солнечного города-курорта, на своих полотнах художник запечатлел не-мало пейзажей сегодняшнего дня известной здравницы. Произведения А. Б. Авакимяна имеются в коллекциях Ставропольского музея изобразительных искусств, Кисловодского художественного музея-усадьбы Н. А. Ярошенко, Фонда Союза художников России, а также многочисленных любителей живописи, как в России, так и за рубежом.