20 Дек Безопасность, общественная дипломатия и контроль
17 декабря в Московском доме национальностей состоялся семинар, организованный комиссией по безопасности и общественной дипломатии при правительстве Москвы. В программе семинара обсуждались практические пути реализации «Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года». Открыл семинар и выступил с докладом Председатель Комиссии, президент РОО «Союз Гагаузов», доктор психологических наук Драгой Петр Георгиевич. Председатель Комиссии обратился с приветственным словом к собранию и подвёл итоги работы за уходящий год. В этом году прошли круглые столы и семинары по теме безопасности. В частности двухдневный семинар «Здоровье, долголетие, безопасность», который прошёл в этнографическом парке «Этномир» 20 ноября в Калужской области, который познакомил участников с этим многонациональным проектом, состоялась рабочая экскурсия по Этномиру и знакомство с культурами различных народов. В рамках этого семинара гостям был показан «IV Фестиваль боевых искусств», который устроила международная федерация гармоничного развития и совершенствования человека «КЭМФУТ».
На семинаре выступили члены научной группы: Нехаев Сергей Александрович (член-корреспондент российской инженерной Академии, генеральный конструктор Академии по устойчивому развитию, Академик Международной академии интеграции науки и бизнеса) и Вахунова Анна Викторовна. Тема их доклада «Современное состояние межнациональных отношений в Москве. Пути единства, дружбы и взаимопонимания». Они выступили с предложениями об использования научных методов решения вопросов межнациональных отношений в Москве. Все участники семинара высказывались положительно о практической стороне использования этих исследований.
Далее выступил докладчик Чепель Роман Владимирович (заместитель начальника отдела по связям с общественностью РОО «Союз Гагаузов», эксперт комиссии по информационной политике) с докладом по теме «Личная безопасность человека с учётом реальных условий, его жизнедеятельности в больших городах». Руководители и члены комиссии отмечают важность корректной работы СМИ по освещению ситуаций возникающих на межнациональной почве.
На семинар была приглашена Чупик Валентина Валентиновна (руководитель миграционных программ международной некоммерческой организации «TONG JAHONI», бесплатный юрист эмигрантов). Она затронула вопросы некорректного обращения силовых ведомств к эмигрантам. Её выступление высоко оценили члены комиссии, указав на важность быстрого реагирования на несправедливое отношение к эмигрантам.
С докладом выступил заместитель председателя комиссии по безопасности, общественной дипломатии и контролю, исполнительный директор НКО Благотворительный фонд имени Ким Пен Хва Ким Роберт Борисович. Роберт Борисович рассказал о роли НКО, НПО, РОО в общественной дипломатии и безопасности и необходимости конкретных действий в этом направлении. В докладе он ссылался на последнее обращение Президента России к Федеральному Собранию, в котором Президент отводил большую роль НКО в общественной и экономической жизни государства, а также упомянул о необходимости укрепления ответственности и самосознания в гражданском обществе. Докладчик предоставил слово эксперту, руководителю центра Внешней Политики России института экономики РАН, доктору исторических наук, профессору Шмелёву Борису Александровичу. В докладе он говорил о важности деятельности комиссии по общественной дипломатии в Москве, которая собирает информацию о межнациональной ситуации и через СМИ транслирует её обществу и силовым структурам. Необходимо, как он отметил, преодолевать бюрократию в этих процессах, чтобы реагирование было как можно более быстрым.
Предоставляем вашему вниманию текст доклада Ким Роберта Борисовича на семинаре:
Тема: Роль Общественной дипломатии в укреплении и развитии межнациональных отношений в Российской Федерации и в г. Москве.
Общественная дипломатия представляет собой деятельность независимых от государства неправительственных организаций - НПО. К их числу относятся те, которые созданы гражданами на добровольной основе в целях защиты своих интересов или достижения каких-либо общих целей. Общепризнанными признаками НПО являются их некоммерческий характер, то есть они не ориентированы на получение коммерческой прибыли, государственные структуры не выступают в качестве их участников или учредителей, они не должны использовать методы насилия при достижении поставленных целей, не должны заниматься политической деятельностью ради достижения власти на региональном или общегосударственном уровне, в нее не могут входить общественные организации, которые полностью финансируются правительством или какой–либо международной организацией.
Общественная дипломатия часто называется также публичной дипломатией, которая ориентирована на формирование мирового общественного мнения по различным вопросам внутренней и внешней политики тех или иных стран, привлечения внимания мировой общественности к соблюдению прав человека, нарушению принципов демократии, к состоянию экологии в них. Для достижения стоящих перед ними целей НПО стремятся оказывать воздействие на общественное мнение или даже формировать его с помощью продвижения через СМИ независимых экспертных оценок, публикации различных рейтингов, проведения круглых столов и конференций. Они активно участвуют в оказании гуманитарной помощи, в реализации проектов развития( борьба с бедностью, инфекционными заболеваниями т.д.) В качестве одного из эффективных методов решения стоящих перед ними задач используется проведение различных дискуссий, открытие постоянно действующих дискуссионных площадок в виде семинаров, клубов по интересам, регулярных конференций, на которых они продвигают свои идеологические и ценностные установки. Большое значение ими придается работе с национальными диаспорами, этнонациональнй и языковой консолидации общин зарубежных соотечественников. Они создают негосударственные структуры поддержки оппозиционных общественных сил, которые выступают против нарушения прав человека, дискриминации национальных меньшинств, ограничений свободы слова и т.д. Институты общественной дипломатии организуют также акции протеста или поддержки в форме пикетов, митингов протеста, маршей, сбора подписей и воззваний. Таким образом, они получают возможность оказывать непосредственное воздействие на политику правительств, добиваясь ее коррекции с учетом своих ценностных или идеологических установок. НПО в рамках общественной дипломатии превратились в сетевую структуру формирующегося глобального гражданского общества, которое во все возрастающей мере начинает определять многие процессы мировой политики.
В последние годы отмечается положительная динамика развития общественной дипломатии в России, хотя , конечно, по своему содержанию, масштабности и интенсивности она пока ни в какое сравнение не идет с тем, что мы наблюдаем в европейских странах и США.
Сегодня без грамотного использования ресурсов НПО, общественной дипломатии, невозможно эффективно отстаивать внешнеполитические интересы государства в мире. Российские НПО, общественная дипломатия должны вносить более заметный вклад в формирование мирового гуманитарного пространства, расширения человеческих контактов.
Не менее важную роль общественная дипломатия призвана сыграть и в становлении современного демократического российского государства как важнейший составной элемент формирующегося в России гражданского общества. Формирование гражданского общества, способного эффективно отстаивать свои интересы, ограничивать поползновения государственной машины устанавливать тотальный контроль над обществом предполагает наличие целого ряда условий. В стране должны существовать благоприятные предпосылки для деятельности некоммерческих организаций, а граждане активно участвовать в их работе. Важным показателем состояния гражданской активности в стране, уровня общественной солидарности является развитие различных форм благотворительности и добровольчества. Как отметил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию в декабре 2016 года Президент РФ В.В. Путин » особая примета нашего времени - широкое вовлечение граждан в самые разные благотворительные акции. Призывы в социальных сетях, средствах массовой информации собрать средства на лечение больных, на помощь детям, быстро находят отклик, и люди делают это искренне, бескорыстно, как ответ на веление сердца» Независимые средства массовой информации призваны выступать в качестве инструмента освещения гражданской активности, доведения разнонаправленных общественных настроений до власти и населения. Гражданское общество традиционно наиболее активно действует на уровне местного самоуправления. Здесь граждане решают насущные задачи организации своей жизнедеятельности, вырабатывают модели гражданской самоорганизации. От активности граждан в обустройстве своего дома, подъезда, улицы, города, от их малых дел зависит авторитет и сила гражданского общества во всей нашей стране.
Взаимоотношения с политической властью представляют собой ту среду, где гражданское общество естественно может функционировать. Желательно, чтобы они были взаимно уважительными и учитывали интересы друг друга. Такая связь между властью и гражданским обществом есть залог устойчивости государство, своеобразное лекарство от социальных потрясений.
Важнейшим направлением деятельности общественной дипломатии в России является многообразная активность по укреплению межнационального и межконфессионального мира и толерантности. Этнические и конфессиональные различия нередко приводят к конфликтам, насилию и нетерпимости. В России религиозные и этнические общины всегда сохраняли и преумножали традиции добрососедских отношений, мирного сосуществования, и взаимопонимания. Это создавало основу стабильности и развития страны. Население РФ сегодня обладает высокой степенью национального единства исходя из общих ценностей, культурной гомогенности, активного межэтнического и межконфессионального взаимодействия.
Проблемы укрепления межнационального и межконфессионального мира и толерантности приобретают в нашей стране особую актуальность в связи с пребыванием в России большого количества иностранных граждан, приехавших на работу или на учебу. Их адаптация и интеграция не может быть сведена исключительно к изучению основ истории, культуры, законодательства и русского языка. Это сложный, многоуровневый процесс, требующий адекватной системы мер, позволяющих соблюдать интересы государства, региона, местных жителей и иностранных граждан, т.е. необходимо одновременно учитывать как их национальные, социо-культурные, религиозные и иные особенности так и местных граждан. Конечно, этим должны заниматься в первую очередь государственные структуры, но и общественная дипломатии может сказать свое веское слово при решении сложных и деликатных проблем в межнациональных отношениях.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что необходимо достижение обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России. Без активного участия общественной дипломатии решить эти задачи будет крайне сложно. Именно она может выступать в качестве связующего звена между интересами государства Этноса и человека.
Стабильность и прочность межнациональных отношений в нашей стране напрямую обусловлена сохранением и развитием культур и языков народов РФ, укреплением их духовной общности, обеспечением прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, созданием дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.
Российская Федерация представляет собой одно из крупнейших многонациональных государств мира. В ней проживают представители 193 национальностей. В РФ используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 89 языков, из них 30 в качестве языка обучения, 59 в качестве предмета изучения. Такое многообразие используемых языков создает необходимые предпосылки для развития культуры и духовной жизни всех проживающих здесь народов, способствует сохранению их самобытных традиций. При этом представители различных национальностей конечно, не должны замыкаться в границах лишь своей национальной культуры, а познавать культуры других народов РФ. Образующийся на этой основе сплав культур и создает такой исторический феномен как русская культура.
Общественная дипломатия в лице различных НПО способствуя развитию культуры различных народов России , их взаимопроникновению, тем самым содействует укреплению мира и межнационального согласия в стране.
Общественная дипломатия в лице НПО не может рассматриваться как оппонент государства, как своеобразная оппозиция, всегда и всюду выступающая с критических позиций в отношении действий госорганов. Напротив . это партнер государства, готовый действовать совместно с ним во имя достижения общей цели- установления межнационального мира и согласия в стране как важнейшей предпосылки ее процветания. Вполне возможно взаимодействие для достижения таких целей как уважение национального достоинства граждан, предотвращения всех попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды, обеспечение условий для сохранения и развития языков народов России, для развития межнационального диалога, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Особую значимость в деятельности общественной дипломатии приобретают целенаправленные усилия по формированию в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, национальной исключительности, подрывающих общественно-политическую стабильность, национальный мир и согласие. Как отмечается в Федеральной целевой программе « Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (на 2014-2020 годы)» этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России факторами национальной безопасности.
Межэтнические отношения весьма подвижны, они динамично реагируют на изменения в политическом процессе РФ, последствия перемен в социально-экономическом ландшафте, приспосабливаясь к ним или наоборот стремятся от них отгородиться. В любом случае, это отражается на внутриполитической стабильности государства. Влияют на них и процессы глобализации, под влиянием которых происходит унификация условий жизнедеятельности, размываются основы идентичности. Ответной реакцией на них являются рост национализма, ксенофобии, национального экстремизма. Общественная дипломатия с помощью различных НПО, экспертных сообществ должна улавливать изменения в межнациональных отношениях и рекомендовать государству меры по устранению негативных последствии этих явлений.
Мы живем в огромном мегаполисе – г. Москва, в котором представлены все национальности страны. Межнациональный мир и толерантность в городе влияют на межнациональные отношения во всем нашем государстве. Здесь необходима особая взвешенность и аккуратность при принятии решений, затрагивающих или могущих затронуть чувства или интересы различных национальных общин. Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризму делает немало для поддержания разнообразных связей между национальными общинами в Москве, диалога между ними и московскими властями. Организуются мероприятия по повышению качества и эффективности сотрудничества в целях этнокультурного развития, укрепления межконфессионального мира и согласия, предотвращении конфликтов на межнациональной и религиозной почве. Особое внимание при проведении этих мероприятий следует уделять формированию благоприятной информационной среды, которая бы способствовала укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений.
Возможности общественной дипломатии в Москве намного более значительны по сравнению с другими регионами России. Ее кадровые, интеллектуальные, материальные ресурсы позволяют ей оказывать весьма заметное влияние на межнациональные отношения в регионе, налаживать эффективный диалог с властными структурами для оперативного решения возникающих проблем.
Заместитель председателя комиссии по безопасности, общественной дипломатии и общественного контроля Совета по делам национальностей Правительства Москвы
Роберт Борисович Ким
Пресс-служба Фонда имени Ким Пен Хва
Дмитрий Александрович Лазарев